Автор одной из самых популярных игр на Infostart.ru: как и зачем писать игры на 1С

1 августа 2024

Автор одной из самых популярных игр на Infostart.ru: как и зачем писать игры на 1С

Все игры на Infostart.ru мы публикуем бесплатно. Так мы получаем «полигон» для экспериментов, где каждый может попробовать свои силы в нестандартных задачах разработки. Ну и просто посмотреть, на что горазды коллеги. 

Мы поговорили с автором одной из самых популярных игр раздела – «Змейка». Эмиля Бочкова (Dipem P) рассказала, как появилась идея для разработки игры, стоит ли тратить на это время, и что дает такая практика специалисту.  

Зачем писать игры на 1С

Думаю, 1C-игры делают для развлечения и для того, чтобы бросить себе вызов: написать игру в системе, не предназначенной для разработки игр. Но вне зависимости от вида игры – будь то судоку, кроссворд или что-то динамическое, змейка или Марио – для создания полноценного «продукта» нужно многое учесть. Начиная с понимания логики игры, концепции и заканчивая спецэффектами и дизайном. И, естественно, понадобятся знания механизмов разработки в 1С, чтобы суметь с их помощью воплотить в жизнь свою идею.

Как родилась идея написать змейку на 1С

Как я работала над змейкой – наткнулась на Инфостарте на множество разных статей по играм и вдохновилась написать свою! 

  • Игра «Змейка» на 1С (управляемые формы) – сама змейка, которой я вдохновилась
  • Battle City на 1С
  • Решение судоку. В университете, еще до знакомства с 1С, я сама писала такой решатель. Увидев эту статью, окунулась в ностальгию по студенческим годам.

«Змейку» я писала в свободное от работы время и совсем по чуть-чуть, потому что изначально была лишь идея, и разработка осуществлялась на ходу, с большими перерывами.

В силу того, что в сфере программирования на 1С я молодой специалист – с опытом чуть больше года, змейка писалась долго, почти месяц. Но зато это помогло мне взглянуть на 1С с другой стороны и почувствовать себя хоть немного, но разработчиком не только полезных для предприятий программных продуктов, но и разработчиком игр. Мне очень понравился этот опыт, ведь в свободное время я играю в видеоигры. Совместить хобби и работу было хорошим решением.

С чего начиналось построение игры

Любая игра начинается с логики построения. Есть ли в игре уровни? Будут ли они генерироваться или будет фиксированный, заранее заготовленный список уровней? В первом случае, например, нужно погрузиться в теоретическую часть и изучить алгоритм генерирования уровней в этой конкретной игре и суметь написать алгоритм, используя средства 1С. 

Особенность разработки игр конкретно в 1С заключается в том, чтобы эффективно подобрать метод реализации игры механизмами 1С – иногда это непростая задача. 

 

Вот так выглядит интерфейс «Змейки» на 1С

 

«Змейка» же довольно распространенная и простая задачка в программировании, так что идея для реализации сразу пришла в голову. Сложностей не возникло, разработка оказалась очень простой. Я использовала объект встроенного языка СписокЗначений для хранения списка координат тела змеи, каждый элемент из списка координат представляет собой пару цифр. По мере движения змеи список меняется, а при встрече с яблоком список удлиняется.

Самый распространенный объект для построения игры

На мой взгляд, самым распространенным объектом, используемым при разработке игр на 1С является «Поле табличного документа». С его помощью можно отрисовывать любой дизайн, в силу вашего терпения, конечно, так как недостаточно только нарисовать, нужно сделать так, чтобы и отображалось правильно, если в игре есть динамика. 

Все остальные объекты/методы, думаю, используются повсеместно, без них не обойтись и в любой другой задаче. Главное – грамотно ими воспользоваться.

Планы по развитию игры

После того, как игра была готова, я поделилась ей с коллегами, и мне порекомендовали опубликовать ее на Инфостарте. Как я и написала в статье, в будущем я планирую доработать змейку, добавив в нее новые возможности. Как уже отметили в комментариях к игре, коду требуется доработка: рефакторинг, чистка и оптимизация по мелочи. 

Основываясь на предыдущем опыте, хочется написать что-нибудь еще и при этом продумать лучше логику игры, заняться оптимизированием, поглубже изучить механизмы 1С.

Все игры на Инфостарт

Последние записи

У вас есть вопросы?

Оставьте заявку, заполнив форму ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время!